Шанхайское гетто — убежище на Востоке

80 лет назад люди любой ценой стремились покинуть Европу, спасаясь от войны, нищеты и гонений, и для некоторых из беженцев пристанищем стал далекий азиатский Шанхай

Если сегодня беженцы и мигранты всеми правдами и неправдам стремятся попасть в благополучную Европу, то еще восемьдесят лет назад картина была совершенно иной. Люди любой ценой стремились покинуть старый континент спасаясь от войны, нищеты и гонений. И для некоторых из них, пристанищем стал далекий азиатский Шанхай.

До конца 1930-хх годов еврейское население Шанхая состояло из двух общин. Старейшей из них являлись потомки багдадских евреев переселившиеся в город еще в середине XIX столетия и быстро вписавшиеся в торговлю растущего порта. После 1917 года в Шанхай приехало и несколько тысяч евреев из России, речь здесь идет главным образом о лицах свободных профессий и мелких торговцев, бежавших от погромов и революции.

После «Хрустальной ночи» 1938 года население города стало стремительно пополнятся за счет евреев из Германии, Австрии, Польши и Чехословакии, которые покидали свои страны на фоне ужесточающихся нацистских репрессии. И если с определённого момента государства Европы и Америки закрыли доступ для беженцев, то до августа 1939 года граждане европейских государств могли въехать в Шанхай без виз.  К середине 1941 году в Шанхай прибыло около 18 000 евреев из Центральной и Восточной Европы. 

Как и в большинстве историй о беженцах нельзя сказать, что в Китае мигранты нашли «землю, текущую молоком и медом». Шанхай был оккупирован японцами с 1937 года. Еврейские беженцы ехали туда в основном из Германии и Австрии, большей частью представители среднего класса, полагавшие, что Шанхае они задержатся на насколько недель или в худшем случае на насколько лет. Некоторые нашли работу по специальности среди европейского населения Шанхая, другим пришлось довольствоваться помощью от «Комитета по помощи европейским евреям в Шанхае» – Committee for the Assistance of European Jewish Refugees in Shanghai (CFA)1

Со вступлением Японии во Вторую мировую войну положение беженцев существенно ухудшилось. Те из них, кто работал в американских и британских фирмах, потеряли работу. Выросла безработица и инфляция. Прекратилась помощь от американских благотворительных организаций. Многих богатых представителей общины багдадских евреев интернировали как британских поданных. В самой выигрышной ситуации оказалась община евреев выходцев из России, но которую не накладывались ограничений, введённых для граждан воюющих с Японией держав.  Именно к ним обратилась представительница благотворительной организации «Джойнт» в Шанхае Лаура Маргулис с просьбой оказать помощь нуждающимся беженцам. Для финансовой поддержки беженцев «Джойнт» так же стал занимать деньги у шанхайских бизнесменов с обязательством вернуть их после войны. Но несмотря на принимаемые меры, многие эмигранты из Европы жили на грани голодной смерти.

Тем временем, власти Третьего Рейха оказывали активное давление на Токио с целью сделать Японию соучастницей антиееврейских репрессий. По свидетельству беженцев, в Шанхай прибыли эмиссары из Германии  с целью убедить японцев приступить к «окончательному решению» еврейского вопроса2. Уступая требованиям Берлина  в середине 1942 года  власти обязали беженцев-евреев из Германии  носить особое удостоверение жителя, с желтой полосой и надписью «Беженец из Германии» на японском и английском языках, в то время как другие жители Шанхая не-китайцы носили удостоверение личности с зеленой полосой.

Датой учреждения «Шанхайского гетто» считается 18 апреля 1943 года, когда в районе Хункоу был создан «Специальный район, предназначенный для беженцев без государства».  Всем беженцам, прибывшим в город после 1937 года, было предписано переселится в него в течение трех месяцев. Площадь гетто составляло четыре квадратных километра, оно было окружено колючей проволокой и в нем патрулировали японские солдаты.  Для выходя за пределы «Специального района» в ночное время требовалось особое разрешения, а его европейским жителям было предписано носить на одежде отличительный знак — круглую заколку голубого цвета.  Но на практике знак использовался только при нахождении за пределами гетто.

Ворота «Специального района» помимо японской стражи охраняла вспомогательная полиция «Пао-Чжи», созданная японцами в сентябре 1942 года. В ней должны были служить все мужчины с 20 до 45 лет. Эта повинность распространялась и на евреев — их в «Пао-Чжа» числилось 3500 человек.

Создавая гетто японские власти не только уступали давлению своих немецких партнеров, но и преследовали свои собственные цели. На тот момент единственным европейским населением Шанхая пользовавшимся относительной свободой были евреи и русские, а японцы стремились усилить свой контроль над этими группами, не имевших серьезных оснований быть лояльными к странам ОСИ.

Хотя ситуация в Шанхае была далека от ужасов европейских гетто, существовавших в условиях голода, непрекращающегося террора и неизбежного «окончательного решения» в финале, жители «Специального района» порой балансировали на грани выживания. Как писал д-р Дэйвид Кернцлер: «Почти половина населения беженцев, прошедших через многочисленные трудности и нашедших источники пропитания и достойное жилье за пределами «Специального района», была вынуждена оставить свои дома и источники пропитания и повторно, против совей воли, переселиться в тесный район, где жили в условиях нехватки всего необходимого 100 000 беженцев и китайцев»3.  Разрешения, выдаваемые на работу за пределами огороженной зоны, часто изымались через год. От катастрофы жителей гетто спасло то, что в декабре 1943 года появилась возможность получать денежные поступления из США. Средства шли по линии «Джойнта» и Международного Красного креста через Швейцарию4.

Быт бывших представителей европейского среднего класса в бедном районе китайского города также был непростым. Беженцы страдали от влажности и жары, в Хункоу не было канализации, людям приходилось пользоваться выгребными ямами, при этом многие жили по нескольку человек в одной комнате. Одежда, привезенная из Германии, износилась и люди были вынуждены делать рубашки из джутовых мешков, а на ноги мастерить деревянные башмаки.  Многие были шокированы жестоким обращением японских солдат с китайским населением5.  В то же самое время еврейские жители «Специального района» отмечали благожелательное отношение по отношению к ним со стороны как японцев, так и китайских соседей6.

Несмотря на все сложности военного времени жители гетто старались поддерживать хотя был минимальную общественную, религиозную и культурную активность. Беженцы ходили в кино, выпускали газеты на идиш, английском и немецких языках.  Были созданы певческие и театральные коллективы, ставились любительские спектакли на идиш и на немецком, издавались книги, работала ишива7.  Была устроена и религиозная школа для девочек «Бейт Яаков»8. Широкое распространение получили и различные спортивные, особенно боксерские общества9.

Единственными человеческими жертвами среди беженцев стали 40 человек погибших в результате американских бомбардировок Шанхая на заключительном этапе войны на Тихом океане10. Еще 500 человек получили ранения. Многие остались без крыши над головой.  По воспоминаниям жителей гетто американские бомбардировки атаковали город ежедневно в 12 часов, но гетто лишь два раза попало под удары бомб11.

После окончания войны еврейское население стало быстро покидать город, который изначально рассматривался большинством беженцев как временное пристанище. Да и продолжавшаяся в Китае гражданская война не гарантировала стабильность на новом месте. Большинство шанхайских евреев перебрались в США, Австралию и Канаду. Некоторые вернулись в Германию или уехали в Израиль12.  Среди выходцев из «Специального района» в дальнейшем получили известность композитор Аарон Авшаломов, министр финансов США Михаэль Блюменталь, изобретать языка символов Чарльз Блисс, американский художник Питер Макс и многие другие.  

Память о «еврейском гетто» сохраняется в Шанхае и поныне. Сегодня в Хункоу разбит мемориальный сад и установлен монумент в память о тех, кто жил здесь в годы войны. А в историческом здании синагоги «Оэль Моше» сейчас находится музей евреев Шанхая13.  В 2014 году правительство Германии включило лиц, живших в «Специальном районе» Шанхая, в число лиц имеющих право на компенсационные выплаты.

  1. Miron G. Mi-Liba shel Eropa le-mizrah ha-rahok – ha-plitim ha-jehudim mi-Germania be-Shanhai, (Дата обращения: 13.09.2020)
  2. ”Gil Zafon” ( Дата обращения: 13.09.2020)
  3. Kranzler D. Japanese, Nazis and Jews: The Jewish Refugee Community in Shanghai, 1938–1945 , p.491.
  4. Shanhai, https://www.yadvashem.org/odot_pdf/Microsoft%20Word%20-%201812.pdf (Дата обращения: 13.09.2020)
  5. ”Gil Zafon” ( Дата обращения: 13.09.2020)
  6. Studentim be-beit ha-sefer shel agudat ha-noar ha-jehudit ba-Shanhai she-be-Sin bonim makshir radio, Juli 1940,  https://www.yadvashem.org/he/holocaust/this-month/july/1942-2.html (Дата обращения: 13.09.2020)
  7. Plitim yehudim be-geto Shanhai  (Дата обращения: 13.09.2020)
  8. ”Gil Zafon” ( Дата обращения: 13.09.2020)
  9. Shanghai Ghetto (Дата обращения: 13.09.2020)
  10. Ibid
  11. ”Gil Zafon” ( Дата обращения: 13.09.2020)
  12. Miron G. Op. cit.
  13. Ben-Arie M. “Ha-geto yehudi be-Shanhai ve-Gan ha-Zikaron”, (Дата обращения: 13.09.2020)
Вам также может понравиться