Умер Владимир Желобкович, последний очевидец уничтожения Хатыни

Белорусская деревня Хатынь была уничтожена нацистскими карателями 22 марта 1943 года

24 мая 2020 г. в Минске скончался Виктор Желобкович, последний из жителей белорусской деревни Хатынь, уничтоженной нацистскими карателями 22 марта 1943 г. Виктор родился в 1934 г., он был самым младшим из четырех детей Андрея и Анны Желобкович. 

Желобкович неоднократно рассказывал о трагическом дне 22 марта, когда от рук карателей из батальона Дирлевангера и 118-го украинского батальона погибли 149 жителей деревни, в том числе 75 детей. 

«Мы с отцом пошли на ток — он резал сечку, а я катался на качелях, которые папа смастерил для меня. И вдруг раздались выстрелы, несколько взрывов. Партизан, который сидел рядом на стоге сена, подхватился, пальнул в воздух и закричал: «Фашисты!»

Отец взял меня за руку, и мы побежали домой. Вернулись, замкнулись и всей семьей спустились в погребок. Но скрыться от карателей не удалось. Сначала они просто стучали, потом выломали дверь, вывели на улицу и погнали в большой колхозный сарай. Поскольку наш дом стоял на самом краю с левой стороны, пришлось идти практически через всю деревню, — вспоминал он, — Как только все сельчане оказались в сарае, фашисты его заперли. Я держался возле матери, мы остались у самой двери. А братья и сестра вместе с отцом пошли вглубь постройки. Мне было видно через щель, как каратели подносили канистры… Соломенная крыша вспыхнула мгновенно. Все загорелось, затрещало. Как же все кричали!

Мы с мамой выскочили из сарая и попали под шквал огня. Далеко уйти не удалось, упали. От страха прижался к материнскому телу и почувствовал резкий толчок. Это была пуля, которая убила маму, а меня чирканула по плечу. Я сказал шепотом: «Меня ранило». Но в ответ ничего не услышал. Вокруг раздавался ужасный человеческий стон». 

Девятилетний Виктор Желобкович лежал на земле, пока фашисты не покинули сожженную ими деревню. Вся его семья была уничтожена. Мальчика нашли на следующий день жители соседней деревни. После войны он попал в детский дом. Закончил ремесленное училище, работал на станкостроительном заводе, затем в конструкторском бюро в Минске.

Желобкович был одним из немногих уцелевших жителей Хатыни. Кроме него спастись удалось 56-летнему деревенскому кузнецу Иосифу Каминскому, отсутствовавшему в деревне, девушкам Марии Федорович и Юлии Климович, чудом выбравшимся из горящего сарая,  12-летнему Антону Барановскому, которого оккупанты приняли за мертвого, а также еще троим спрятавшимся от карателей детям: 9-летней Софье Яскевич, 13-летнему Владимиру Яскевич и 13-летниму Александру Желобковичу. 

По состоянию на 2018 г. в живых из очевидцев уничтожения Хатыни оставались лишь Виктор Желобкович и Софья Яскевич. Как сообщили «Нашай ніве» сотрудники мемориального комплекса «Хатынь», Яскевич скончалась раньше Желобковича. 

Хотите знать больше?

Убийцы Хатыни: 118-й украинский батальон охранной полиции в Белоруссии, 1943–1944 гг. Сборник документов / Сост. И.А. Валаханович, А.Р. Дюков, Н.В. Кириллова, В.Д. Селеменев. М.: Издательство “Пятый Рим”; Фонд “Историческая память”, 2018. 480 с. 

Скачать pdf.

Вам также может понравиться