В Госдуму внесено два новых «мемориальных» закона – и еще один ждет своей очереди

Разбираемся, в чем суть этих законопроектов и есть ли у них шанс быть принятыми

27 мая 2020 г.  депутат Государственной думы Алексей Журавлев внес на рассмотрение нижней палаты российского парламента сразу два «мемориальных» законопроекта, связанных с историей Второй мировой войны. Еще один законопроект, подготовленный депутатом Еленой Ямпольской, проходит экспертизу. Разбираемся, в чем суть этих законопроектов и есть ли у них шанс быть принятыми.

Первый законопроект

Алексей Журавлев в российском парламенте не новичок. В 2011 г. он был избран депутатом Государственной думы VI созыва по спискам партии «Единой России» от Воронежской области. При этом в «Единой России» Журавлев не состоял, а в партийные списки попал по результатам праймериз, проводившихся Общероссийским народным фронтом. В прессе Журавлева называли одним из главных соратников политика Дмитрия Рогозина, в 2003 – 2006 гг. возглавлявшего партию «Родина», а в 2008 г. ставшего постоянным представителем России при НАТО.

В сентябре 2011 г., еще до выборов в Государственную думу, при участии Дмитрия Рогозина была создана общероссийская общественная организация «Родина—Конгресс русских общин», председателем которой стал Журавлев. Создание организации было первым шагом на пути возрождения партии «Родина», в 2006 г. вошедшей в состав «Справедливой России».  Год спустя, в сентябре 2012 г. партия «Родина» была возрождена, и Алексей Журавлев стал ее председателем. Дмитрий Рогозин к тому времени уже занимал должность заместителя председателя правительства России.

На парламентских выборах 2016 г. «Родина» набрала 1,5% голосов избирателей и не смогла пройти в Государственную Думу. Однако председатель партии Алексей Журавлев был избран депутатом по одномандатному избирательному округу. Он не входит ни в одну из парламентских фракций, но является членом комитета Государственной думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству.

Первый из законопроектов, внесенных 27 мая 2020 г. в Государственную думу Алексеем Журавлевым, предусматривает признание недействующим на территории Российской Федерации принятого в 1989 г. постановления Съезда народных депутатов СССР “О политической и правовой оценке советско-германского договора о ненападении от 1939 года”. В сопроводительной записке к законопроекту отмечается, что постановление Съезда народных депутатов СССР «не соответствует принципам исторической справедливости и принято в условиях нарастающей политической нестабильности тех лет, сопровождавшейся давлением со стороны внешних сил». В сопроводительной записке также указывается:  «Дальнейшее действие Постановления на территории Российской Федерации, искажающего суть исторических событий, их причин и последствий, не отвечает государственным интересам России и создает почву для спекуляций, направленных на раскол гражданского общества и обвинения СССР в развязывании Второй мировой войны наряду с гитлеровской Германией».

Второй законопроект

Идея о необходимости противодействовать попыткам возложить на СССР вину за развязывание Второй мировой войны развивается во втором подготовленном Журавлевым законопроекте. Документ предусматривает включение в Уголовный кодекс  РФ новой статьи, формулировка которой выглядит следующим образом.

Статья 354.2. Фальсификация исторических фактов о причинах и итогах Второй мировой войны 

1. Возложение на СССР ответственности за развязывание Второй мировой войны либо отрицание основной роли СССР в победе над странами оси во Второй мировой войне, а равно распространение сведений о тождественности официальной политической идеологии СССР и нацизма, совершенные публично, 

наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок. 

2. Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения или с использованием средств массовой информации, а равно с искусственным созданием доказательств обвинения, 

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

В сопроводительной записке отмечается, что законопроект подготовлен «в связи с нарастающими темпами информационной кампании, направленной на фальсификацию исторических фактов о причинах и итогах Второй мировой войны. Целью этой кампании, инициированной рядом европейских стран, является возложение на СССР, наряду с гитлеровской Германией, ответственности за развязывание Второй мировой войны и умаление его роли в победе над фашизмом». В качестве негативного примера в сопроводительной записке упоминается принятая 19 сентября 2019 г. резолюция Европейского парламента “О важности сохранения исторической памяти для будущего Европы”, в которой советско-германский договор о ненападении от 23 августа 1939 г. отправной точкой для начала Второй мировой войны.

В обоих законопроектах Алексей Журавлев выступает единственным субъектом права законодательной инициативы.

Третий законопроект

Идея о необходимости введения законодательного запрета уравнивания действий  СССР и нацистской Германии уже звучала в Государственной думе. «Идея подобного ограничения высказывалась многократно. Она буквально витает в воздухе», – констатировала глава Комитета Госдумы по культуре Елена Ямпольская. В январе 2020 г. она предложила внести в действующий закон «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов»  новую норму следующего содержания:

Запрещаются публичные высказывания или публикации, в которых содержится приравнивание целей, решений и действий руководства СССР, командования и военнослужащих СССР к целям, решениям и действиям руководства нацистской Германии, командования и военнослужащих нацистской Германии и европейских стран «оси».

В конце апреля 2020 г. Елена Ямпольская сообщила, что рабочий вариант законопроекта подготовлен и направлен в Координационный совет по законотворческой деятельности фракции «Единая Россия». «Надеюсь, что работа пойдёт достаточно быстро, подключатся коллеги, не равнодушные к данной проблематике», – отметила Ямпольская. По ее словам, вопрос о санкция за нарушение будущего закона еще не проработан:  «Что касается наказания, вижу два возможных варианта — либо новая статья в КоАП (по аналогии со штрафами, которые предусмотрены за демонстрацию нацистской символики с целью пропаганды), либо дополнение статьи 354.1 УК РФ «Реабилитация нацизма». Но разговор о карах пока является преждевременным. Сначала надо продумать оптимальную формулировку основного законопроекта, взвесить в ней каждую букву».

Историко-политический контекст

Как разрабатываемый законопроект Елены Ямпольской, так и уже внесенные в Госдуму законопроекты Алексея Журавлева, носят явно реактивный характер. В последние годы уравнивание ответственности нацистской Германии и Советского Союза за развязывание Второй мировой войны действительно стало общим местом в принимаемых США и рядом стран ЕС многочисленных декларациях. Принятая 19 сентября 2019 г. резолюция Европарламента – далеко не единственный пример: в мае 2020 г. 75-летие разгрома нацистской Германии было превращено США и восточноевропейским странами в повод для обличения «советского тоталитаризма». Ситуация приобрела настолько малопристойный характер, вызвала реакцию министра иностранных дел Германии Хайко Масса. В им опубликованной 7 мая 2020 г. статье подчеркивалось:  

Предпринимаемые в последние месяцы неоднократные попытки столь вопиющим образом переписать историю требуют от нас разъяснений, необходимость в которых, собственно, не должна была бы возникнуть перед лицом непреложных исторических фактов. Нападением на Польшу Германия в одиночку развязала Вторую мировую войну. И Германия в одиночку несет ответственность за совершенные против человечности преступления Холокоста. Кто сеет сомнения в этом и приписывает другим народам преступную роль, тот совершает несправедливость по отношению к жертвам. Тот превращает историю в свой инструмент и раскалывает Европу.

Призыв главы германского внешнеполитического ведомства был услышан, но не понят: пресс-служба МИД Польши раскритиковала Хайко Масса за «упрощение истории».

«Мы видим организованное стремление в Европе принизить вклад России в победу. Эта политика следует линии, заданной такими членами ЕС, как Польша и прибалтийские страны. Это не невежество, а осознанная политика», – констатирует в интервью Süddeutsche Zeitung профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге Алексей Миллер. Историк отмечает: “В ХХ веке нацистский режим считался абсолютным злом, а Холокост — абсолютным преступлением, таков был нарратив. Теперь у нас новый нарратив, который внушает, что есть два абсолютных зла — нацисты и советский режим. Роль Советского Союза как страны, остановившей Холокост, больше не признается».

Вероятность принятия законопроектов

Уравнивание ответственности СССР и нацистской Германии за развязывание Второй мировой войны – реальный вызов, болезненный для российского общества. Но являются ли разработанные депутатами Госдумы законопроекты адекватным ответом на этот вызов? Сомнения есть не только у прозападной несистемной оппозиции. Елена Ямпольская вспоминает, что при обсуждении предложенного ею законопроекта в Комитете Госдумы по культуре мнения членов комитета относительно целесообразности введения подобной нормы разошлись, причем против выступили представители Коммунистической партии РФ. «Внутри комитета мнения разделились, – рассказала в интервью «Парламентской газете» Ямпольская. – Резко отрицательную реакцию моё предложение вызывало у представителей фракции КПРФ. Мотивировка прозвучала такая: общество устало от запретов, это наступление на свободу слова. С уважением отношусь к позиции коллег, и, разумеется, в итоге под законопроектом поставят подписи только те, кому он близок».

Впрочем, разработанный Еленой Ямпольский законопроект имеет шансы на принятие – в отличие от «конкурирующего» законопроекта Алексея Журавлева, уже получившего отрицательное заключение правительства. В датированном 22 мая 2020 г. документе за подписью заместителя председателя правительства Российской Федерации Дмитрия Григоренко отмечается:

Предлагаемые к криминализации деяния уже могут быть квалифицированы по статье 354.1 УК РФ, устанавливающей ответственность, в том числе за распространение заведомо ложных сведений о деятельности СССР в годы Второй мировой войны, совершенное публично. 

При этом санкции проектируемой статьи 354.2 УК РФ аналогичны санкциям частей первой и второй статьи 354.1 УК РФ. Кроме того, статистические либо иные данные, свидетельствующие о явной недостаточности или неэффективности существующих уголовно-правовых норм, пояснительная записка к законопроекту не содержит. На основании изложенного законопроект Правительством Российской Федерации не поддерживается.

Показательно, что о несогласии правительства с законопроектом Журавлева стало известно еще 19 мая 2020 г. Аналогичные сомнения в целесообразности законопроекта высказано и в официальном отзыве заместителя председателя Верховного Суда РФ Владимира Давыдова.

Весьма сомнительной представляется судьба и второго законопроекта Журавлева – признании недействующим принятого в 1989 г. постановления Съезда народных депутатов. 8 мая 2020 г. на телеканале “Россия 1” был продемонстрирован фильм “Война за память”, интервью для которого дал президент Владимир Путин. В этом фильме российский президент вспомнил и постановление Съезда народных депутатов.

Советский Союз на самом деле в конце восьмидесятых годов осудил секретную часть пакта Молотова-Риббентропа. Ну, почему же, почему бы сегодня нашим коллегам не сделать то же самое? Не осудить вот этот раздел Чехословакии?

Подобная риторическая формула, показывающая лицемерие критиков советско-германского договора о ненападении, чрезвычайно удобна и прочно укорена в российском официальном дискурсе. Маловероятно, чтобы от нее вдруг решили отказаться.  

Вам также может понравиться