Еврейская резервация в Восточной Африке: нереализованный проект Муссолини

Проект был поддержан американским президентом Рузвельтом, не желавшим принимать еврейских мигрантов

С конца XIX века и вплоть до основания в 1948 г. государства Израиль, в мире выдвигались разнообразнейшие проекты территориального решения «еврейского вопроса». Такие из них как «план Уганда» или создание еврейской автономии в Биробиджане, получили широкую известность, другие остались на периферии внимания общественности и научного сообщества. К последним, можно отнести и план создания еврейской резервации на территории Эфиопии, активно обсуждавшийся в фашистской  Италии в конце 1930-х гг.

Вторая итало-эфиопская война 1935-1936 гг. заставила итальянцев обратить внимание на наличие в Эфиопии еврейской общины, фалаша. В мае 1936 года влиятельная миланская еврейская газета «Israel» опубликовала цикл статьей, посвященных эфиопским евреям.  Итальянская еврейская организация Unione della Communita с разрешения маршала Родольфо Грациани 19 сентября 1936 г. открыла свое отделение в Адис-Абебе, где на тот момент проживало 54 фалаша, 61 йеменский еврей, 25 итальянских еврея и еще 38 евреев из других европейских стран1.

С 1937 года журнал «La vita italiana» под редакций Джовани Фрециожи, начал публиковать материалы, подчеркивающие связь между только что завоеванной итальянцами Эфиопией и евреями. Противоречивую реакцию международной еврейской прессы на оккупацию Абиссинии, газета объясняла ударом по еврейской гордости после свержения с трона «дальнего потомка царя Соломона»2.

14 мая 1936 года директор представительства итальянского полуофициального страхового агентства  Instituto Nazionale delle Assicurazioni в Вене Роберт Ауэр встретился с доктором Е. Цвейгом, представителем сионистской организации, и предложил проект поселения «большого числа» евреев в Эфиопию. По его словам, итальянцам в Эфиопии требовался еврейский капитал для развития страны, и, хотя о независимом государстве речи не шло, итальянское правительство могло обещать переселенцам большую безопасность и более развитую инфраструктуру, чем предоставляли англичане в Палестине. Тоже самое сказал Цвейгу и австрийский журналист Бергер, тесно связанный с итальянским посольством в Вене. По его словам, дуче «готов разрешить 100 000 евреям приехать в Абиссинию в течение следующих трех лет»3.

Эти предложения были переданы лидерам сионистского движения Моше Шертоку и Хаиму Вейцману, но они не вызвали  большого интереса4. Дело  не только в том, что и Шерток, и Вейцман уже много лет ориентировались на сотрудничество с Великобританией, но и в том, что итальянские предложение выдвигалось на уровне чиновников средней руки с неопределенными полномочиями.  

Спустя еще несколько недель директор Итальянского телеграфного агентства в Египте капитан Додона через одного из сотрудников Египетского телеграфного агентства Agence d’Orient предложил переселиться в Эфиопию еврейской общине Египта.  Представитель  Agence d’Orient отверг это предложение, поскольку, по его словам, итальянцы преследовали три цели: 1) Добиться симпатии евреев. 2) Привлечь в Эфиопию еврейский капитал для финансирования не только еврейских, но и итальянских проектов. 3) Создать сложности англичанам5.

Таким образом, проект итальянцев не вызвал отклика среди еврейских общин и политических организаций. Большинство евреев не рвались искать спасения в объятьях дуче, попутно осваивая африканскую саванну. В декабре 1938 г. нью-йоркское издание “Jewish Workers’ Voice” поместило саркастичную заметку С. Эсельсона, в которой в частности говорилось: «Могущественные нации, наслаждающиеся суверенитетом и свободой,  могут рассчитывать только на свои страны. Но еврейские беженцы имеют на выбор множество земель. Если кто-то предпочитает удушающую жару гвианских джунглей, его ждут там. Если кто-то другой предпочитает мух цеце и прочие похожие прелести Восточной Африки, то они к его услугам.   Воистину, хорошо быть беженцем»6.

Впрочем, небольшая группа евреев, решившая эмигрировать в Эфиопию, все-таки нашлась. В 1938 г. посол США в Румынии сообщил, что «деревня евреев из Бессарабии» обратилась к итальянскому послу в Бухаресте с просьбой разрешить им переселиться в Эфиопию7.

А что же происходило в самом итальянском руководстве?  В феврале 1938 г. Бенито  Муссолини заметил в интервью: «У глобальной еврейской проблемы есть только одно решение, это основание где-то в мире, не в Палестине, еврейского государства»8. В том же году в Италии начали вводится первые антиеврейские законы9.

29 августа 1938 г. Муссолини передал министру иностранных дел Галеаццо Чиано предложение по созданию на территории Северного Сомали резервации для иностранных евреев. Два месяца спустя, в ночь с 6 на 7 октября 1938 г., Высший фашистский совет постановил, что «…не исключает возможности для того, чтобы  перенаправить еврейскую эмиграцию из Палестины, разрешить контролируемую эмиграцию европейских евреев в как-нибудь район Эфиопии… в соответствие с отношением, которое еврейство займет по отношению к фашистской Италии»10.  

В ноябре 1938 г. полковник Джузеппе Агами по поручению вице-короля Эфиопии герцога Акосты совершил инспекционную поездку в поисках региона, где могли бы разместиться 1400 еврейских семей. В своей инструкции герцог отметил, что дуче намерен реализовать проект еврейского поселения по договоренности с британским правительством и расселить в Эфиопии еврейских беженцев из Австрии, Германии и Чехословакии.

Агами отправился на юг, и в 100 километрах от границы Кении нашел территорию, которая по его мнению хорошо подходила под поселение. Она орошалась рекой Дава-Парма и хорошо подходила под выращивание касторового масла, хлопка, табака и других продуктов. Высота в 1200 метров над уровнем моря гарантировала здоровый для европейцев климат. Полковник подготовил свой отчет 5 декабря 1938 г. Этот документ герцог Акоста немедленно переслал дуче. Но к тому времени вождь итальянского фашизма уже склонялся к пересмотру своего решения. 

Одним из самых ярых приверженцев идеи поселения евреев в Эфиопии был президент США Франклин Рузвельт. По мнению его еврейского советника Бернарда Баруха, президент таким образом хотел направить поток еврейской миграции прочь от Соединенных Штатов и создать «в Африке зону финансируемую частными фондами и открытую для всех беженцев»11.

В январе 1939 г., месяц спустя после того как отчет Джузеппе Агами был отправлен в Рим, Рузвельт обратился к  Муссолини с просьбой поддержать еврейскую эмиграцию в Восточную Африку, но получил отказ. По словам дуче, Италия страдала от избытка населения, и колонии требовались для размещения в них прежде всего самих итальянцев12.

Таким образом, проект создания еврейского поселения в Восточной Африке просуществовал не более трех лет, хотя голландский филантроп Франк ван Джил-Гилдемистер пытался заинтересовать правительство Третьего Рейха и Италии еврейской эмиграцией в Эфиопию до 1940 года13.

По мнению  историка Анджело дель Бока, исследователя итальянской колониальной империи, эфиопский проект Мусолини имел две составляющие: политическую и экономическую. С одной стороны, он хотел заручиться поддержкой арабского мира, предлагая альтернативу еврейской эмиграции в Палестину. С другой стороны, глава фашистского режима надеялся, что еврейская эмиграция привлечет в Эфиопию еврейские инвестиции. Эфиопский проект имел так же один примечательный юридический нюанс. Расовые законы, принятые в фашистской Италии в 1938 г., запрещали еврейскую эмиграцию в Ливию, но не препятствовали их переезду в Восточную Африку14.

К этим выводам стоит добавить, что как и во многих проектах  фашистских и нацистских режимов 20-30-х годов XX  века, в плане создания еврейского поселения в Эфиопии присутствовала заметная мифологическая и конспирологическая составляющая. Инициаторы эмиграции верили, что негус Абиссинии является потомком от союза царя Соломона и царицы Савской, и рассчитывали на капитал «мирового еврейства», который прольет золотой дождь над новой колонией.

Проект был поддержан частью либеральных кругов Запада (в том числе  американским  президентом Рузвельтом), не желавших принимать еврейских мигрантов и видевших решение «еврейского вопроса» в экспорте «источника проблемы» в колонии.

Еврейские политики и общины восприняли проект создания колонии в Эфиопии негативно. Несмотря на ухудшающиеся положение европейского еврейства, большинство из них справедливо рассматривали проекты переселения в удаленные районы Африки, Азии и Латинской Америки как форму ссылки, и предпочитали неустойчивое настоящее в Европе, сомнительному будущему в джунглях. 

Проект создания еврейской колонии в Восточной Африке был одним из переходных этапов  антисемитской политики 1930-х годов,  начавшейся с  ограничения прав и гражданских свобод евреев в Центральной и Восточной Европе и завершившейся “окончательным решением”.

Примечания:

  1. Pankhurst R. Plans for Mass Jewish Settlement in Ethiopia (1936-1943), https://tezetaethiopia.wordpress.com/2005/04/20/plans-for-mass-jewish-settlement-in-ethiopia-1936-1943br-smallby-richarch-pankhurst/, (дата обращения 24.05.2020).
  2. Trevizon Simi E. Kolonializm fashisti ve-Jehudei  Etiopia,  https://www.ybz.org.il/_Uploads/dbsAttachedFiles/Article_28.2(1).pdf, (дата обращения 24.05.2020).
  3. Pankhurst R. Plans for Mass Jewish Settlement in Ethiopia.
  4. Ibid.
  5. Ibid.
  6. Ibid.
  7. Ibid.
  8. Trevizon Simi E. Kolonializm fashisti ve-Jehudei Etiopia.
  9. Green D.B. 1938: Fascist Italy Announces Its First anti-Jewish Laws, https://www.haaretz.com/jewish/.premium-italy-enacts-anti-jewish-laws-1.5262440 (дата обращения 24.05.2020)
  10. Trevizon Simi E. Kolonializm fashisti ve-Jehudei Etiopia.
  11. Pankhurst R. Plans for Mass Jewish Settlement in Ethiopia.
  12. Trevizon Simi E. Kolonializm fashisti ve-Jehudei Etiopia.
  13. Pankhurst R. Plans for Mass Jewish Settlement in Ethiopia.
  14. Trevizon Simi E. Kolonializm fashisti ve-Jehudei Etiopia.
Вам также может понравиться