16 мая 2020 г. тысячи боснийцев вышли на состоявшуюся в Сараево демонстрацию протеста. Возмущение жителей столицы Боснии и Герцеговины вызвало проведение в городе католической мессы в память о расстрелянных в 1945 г. югославскими партизанами нацистских пособников. Препятствием для массовых протестов не стала даже пандемия коронавируса.
Месса по усташам
Когда крах нацистской Германии стал очевиден, рухнули и поддерживаемые нацистами коллаборационистские режимы в балканских странах, в том числе созданное в 1941 г. хорватскими фашистами («усташами») т.н. «Независимое государство Хорватия». В годы войны хорватские усташи последовательно осуществляли кровавые этнические чистки, уничтожая сербов, евреев и цыган. По разным оценкам, за годы войны в «Независимом государстве Хорватия» было уничтожено от 300 до 900 тысяч человек. В мае 1945 г. формирования хорватских коллаборационистов стали отступать на запад, чтобы сдаться в плен британским военным властям. К ним присоединялись гражданские лица, а также сербские и словенские пронацистские коллаборационисты.
15 мая 1945 г. коллаборационисты дошли до находящегося на границе Словении австрийского городка Блайбург, где находилась 38-я (ирландская) пехотная бригада. Однако вопреки надеждам коллаборационистов, принимать их капитуляцию британцы не стали. Все сдавшиеся коллаборационисты были разоружены и переданы в руки преследовавшим их югославским партизанам. Сразу после этого многие из коллаборационистов (по наиболее правдоподобным оценкам – несколько тысяч) были расстреляны недалеко от Блайбурга. Расстрелы хорватских коллаборационистов также осуществлялись партизанами на территории Словении.
В националистической хорватской традиции расстрел коллаборационистов получил название «Блайбургской бойни». После распада Югославии австрийский Блайбург стал важным местом памяти для националистов; в 1995 г. решением хорватского парламента 15 мая было официально объявлено «Мемориальным днем жертв Блайбурга и Крестного пути», места захоронений расстрелянных коллаборационистов неоднократно посещали высшие должностные лица Хорватии. Также в Блайбурге ежегодно проводится католическая месса в память о расстрелянных коллаборационистах.
«Тысячи людей ежегодно приезжают в австрийский Блайбург на мемориал, который местные активисты окрестили “самой большой неонацистской Конгрегацией в Европе”, – оценивает эти мероприятия издание Deutsche Welle, отмечая, что в поминовении принимают участие ультраправые экстремисты и сочувствующие нацистам. Сложившаяся ситуация, вне всякого сомнения, была некомфортной для австрийских властей. В 2019 г. спикер парламента Австрии Вольфган Соботка сделал заявление о недопустимости использования фашистской символики во время мероприятий в Блайбурге, а Католическая церковь Австрии заявила об отказе совершать мессу.
В 2020 г. из-за карантинных мероприятий в связи с эпидемией коронавируса проведение публичных мероприятий в Австрии было запрещено. Невозможным стало и проведение традиционной мессы в Блайбурге. Тогда католические епископы Боснии и Герцеговины, а также Хорватии приняли решение о переносе мессы в столицу Боснии и Герцоговины – Сараево.
Антифашистские протесты
Решение провести мессу в Сараево вызвало сильную негативную реакцию в стране, где еще свежа память об этнической войне 1990-х годов. Решение о проведении мессы было осуждено Сербской православной церковью, еврейской и мусульманской общинами, антифашистскими организациями, а также посольством Израиля.
Митрополит Сербской православной церкви в Боснии Хризостом обратился со специальным посланием к боснийскому кардиналу, конференции католических епископов Боснии и Герцеговины Винко Пуличу. «Во время войны было убито более 10 000 жителей Сараево, сербов, евреев, цыган и других людей, выступавших против движения усташей, – напомнил митрополит. – Вы проводите мессу для тех, кто совершил эти преступления».
Оправдывая проведение мессы, представители Католической церкви в Боснии утверждают, что мероприятие направлено на поминовение памяти всех невинных жертв войны и послевоенной эпохи, включая всех тех, кто был убит без суда и следствия. Эти оправдания были отвергнуты в заявлении посольства Израиля. В нем отмечается: «Попытка изобразить всех жертв Второй мировой войны как одинаковых или похожих не только неверна, но и чрезвычайно опасна и разрушительна для примирения, к которому стремятся все наши народы. Мы знаем, что многие семьи потеряли своих близких сразу же после Второй мировой войны, однако мы должны проводить четкое различие между множеством ни в чем не повинных жертв, которые были захвачены силой, часто посреди ночи, и отправлены в лагеря смерти, такие как Ясеновац и Доня Градина, вместе со всеми их семьями, – и теми лицами, которые были наказаны за организацию и совершение таких злодеяний, хотя некоторые из них не получили право на справедливое судебное разбирательство».
Центр Симона Визенталя призвал боснийское правительство запретить поминальную мессу, отметив, что чествование преступников «является не только оскорблением его жертв и их семей, но и всех тех, кто выступал против преступлений, совершенных усташами». «Мы были бы очень признательны если ваше правительство предотвратит эту пародию на память и справедливость», – заявил сотрудник центра Эфраим Зурофф.
Определенное беспокойство в связи с планируемым мероприятием высказало и посольство США в Боснии. Посол Эрик Нельсон заявил, что поминовения должны быть «сосредоточены на памяти, а не на ревизионизме» и призвал организаторов памятных мероприятий «воздержаться от исторического ревизионизма и ретроградной риторики». «В этом году, когда мы отмечаем 25-ю годовщину окончания войны в Боснии и Герцеговине и 75-ю годовщину окончания Второй мировой войны, особенно важно, чтобы все сосредоточились на двух ценностях демократии – примирении и межрелигиозном диалоге», – подчеркнул посол.
Демонстрация протеста
Несмотря на протесты, 16 мая архиепископ Сараево кардинал Винко Пулич в Соборе Святейшего Сердца Иисуса отслужил литургию по усташам – в то время как по городу шла многотысячная демонстрация протеста, ставшая одной из крупнейших религиозно- и этнически неоднородных антифашистских мероприятий в Боснии за последние два десятилетия.
Протестующие шли по городу, скандируя антифашистские лозунги, исполняя партизанские песни и держа в руках фотографии участников антифашистского сопротивления, которые были замучены и убиты усташами. Полиция не позволила протестующим идти к собору; шествие началось от памятника 55 партизанам, казненным усташами в марте 1945 г., и закончилось у центрального мемориала освободителям.
«Это гражданский ответ Сараево, свободный и антифашистский, всем тем, кто хочет восхвалять военных преступников», – отметил один из организаторов демонстрации Нияз Скендерагич.
Протесты вызвали недовольство у хорватских националистов. Депутат Европарламента от Хорватии Желяна Зовко обратилась к компетентному комиссару Европейской комиссии с просьбой официально отреагировать на «серьезные угрозы», адресованные католической церкви в Боснии и Герцеговине и кардиналу Винко Пуличу, который, по ее мнению, «стал жертвой нападок со стороны средств массовой информации и угроз его религиозной свободе и культурным правам».
Представители антифашистских организаций Боснии и Герцеговины выступили с ответным письмом в Европарламент, напомнив, что Зовко последовательно поддерживает проведение мессы в память об усташах. «Она выступает против достойного и демократического протеста граждан Сараево, организованного против мессы по военным командирам и солдатам фашистского Независимого государства Хорватия (НГХ), которые жестоко убили более 10 тысяч невинных евреев, сербов, цыган, бошняков и хорватов в Сараево во время Второй мировой войны, – говорится в письме. – Мы напоминаем, что ранее Зовко протестовала и потребовал вмешательства Европейской комиссии, когда власти Австрии и Гурк-Клагенфуртская епархия отказались дать согласие на проведение мессы и чествования фашистов в Блайбурге 18 мая 2019 года. Тогда в заявлении епархии было сказано, что запланированная месса не дистанцировалась от фашистских идей, нанося ущерб репутации католической церкви. К сожалению, месса, которая была запрещена в Австрии в прошлом году, была проведена в соборе Сараево в этом году».
Поминовение усташей в Хорватии
В Хорватии 16 мая 2020 г. также состоялись поминальные мероприятия в память о «жертвах Блайбурга». В траурной церемонии, организованной на кладбище Загреба, принял участие премьер-министр страны Андрей Пленкович. Участие премьер-министра в поминовении усташей произошло накануне самороспуска хорватского парламента. Новые выборы назначены на 5 июля; возглавляемой Пленковичем правой партии Хорватское национальное содружество предстоит конкурировать с Социал-демократической партией, возглавляемой нынешним президентом Хорватии Зораном Милановичем.
Социалист Миланович неоднократно публично выступал с осуждением режима усташей. Вскоре после его прихода к власти в феврале 2020 г. высшие хорватские чиновники впервые с 2014 г. приняли участие в траурных мероприятиях в память о жертвах концлагеря Ясеновац, созданного властями «Независимого государства Хорватия». Помимо президента в траурных мероприятиях принял участие и премьер-министр Пленкович. По мнению французской газеты «Юманите», последовавшее менее чем месяц спустя участие Пленковича в поминовении усташей – «жертв Блайбурга» является попыткой завоевать голоса ультраправых на грядущих парламентских выборах.
Президент Миланович в преддверии выборов также не забывает обращаться к истории. 18 мая 2020 г., в день самороспуска парламента, президент в своем блоге в социальной сети Facebook вспомнил о предательских по отношению к хорватскому народу действиях режима усташей: «Никогда не забывать. В этот день в 1941 году Анте Павелич по Римскому договору передал Муссолини большую часть Далмации, где проживали почти 400 000 хорватов. На церемонии подписания в римском Палаццо Венеции присутствовало всё правительство усташей. Чтобы не думать, что это был просто умелый тактический маневр, с намерением свести счеты в нашу пользу в первый момент слабости Италии, есть документы о предательских намерениях Павелича от 1927 года».