Клип на песню Булата Окуджавы собрал 3 миллиона просмотров – и был удален

Мы разобрались в ситуации, и она оказалась крайне неприглядной

«Музыкальный батальон 2020» — такое название получил некоммерческий проект, приуроченный к 75-летнему юбилею Победы в Великой Отечественной войне. Его идея была проста и одновременно захватывающа: музыканты из 10 стран мира на 17 языках исполнили знаменитую песню Булата Окуджавы «Нам нужна одна Победа», написанную некогда для художественного фильма Андрея Смирнова «Белорусский вокзал» (1970 г.). 

На основе записанных музыкантами видео был смонтирован клип, в котором песня звучала сразу на 17 языках. Придумавший и создавший проект музыкальный продюсер Леонид Бурлаков рассказывал об этой идее: “Белорусы, киргизы, греки, украинцы, армяне, испанцы, французы, поляки, англичане и эрзя дали песне ощущение вечной памяти. Татары, молдаване и евреи — силу и веру в будущее. А “мурашки” всей песни — голоса из Грузии, Удмуртии, Якутии и России. И магия в том, что подсознательно мы эту песню знаем наизусть, и понимаем сердцем все эти 17 языков”.

Одним клипом дело не ограничилось. «Идея состояла в том, чтобы [также] выложить в интернет и полную версию на 17 языках, и чтобы каждый артист выложил свою полную версию, — рассказал в интервью RRJ Леонид Бурлаков. — Это важно. Не просто спели на разных языках, а именно каждый из артистов спел песню полностью, до конца прочувствовав произведение. Все переводы делались заново, с поправкой на современность, учитывая, что сейчас люди по-другому смотрят на жизнь».

Леонид Бурлаков вспоминает, что он обратился в Государственный мемориальный музей Булата Окуджавы за разрешением на использование песни. «Кавер-версий этой песни в интернете бесчисленное множество, но я решил идти официальным путем, — рассказывает он. —  Более того, чтобы ролик был заметнее, я хотел, чтобы его премьера состоялась на ресурсе, связанном с именем Булата Окуджавы. Решил, что музей нуждается в поддержке и привлечении внимания». Директором музея является вдова поэта Ольга Арцимович. «Ольга Владимировна отреагировала на проект очень положительно. У меня от нее много благодарственных сообщений. На всю жизнь запомнил ее слова: “если это не шутка, то это подарок судьбы”. Конечно, меня это очень воодушевило», — говорит Бурлаков. 

9 мая 2020 г. клип был размещен на сайте мемориального музея Булата Окуджавы, а также на сервисе YouTube. Он сразу стал настоящим международным хитом: в последующие несколько месяцев клип просмотрело свыше 3 миллионов пользователей – и отзывы были положительными. 

Источник: Facebook

Все закончилось неожиданно. 1 июля 2020 г. все видео проекта «Музыкальный батальон 2020» были удалены со всех официальных площадок в интернете из-за обращения адвокатов правообладателя — регионального общественного фонда Булата Окуджавы. Этим фоном руководит вдова Окуджавы Ольга Арицимович, также являющаяся директором музея Булата Окуджавы. Напомним, что именно на сайте этого музея и был изначально размещен ролик проекта. 

Для авторов «Музыкального батальона – 2020» это было шоком — ведь еще на стадии подготовки проекта они официально обратились к правообладателем за разрешением на использование песни. «Мы сразу договаривались о подписании договора, — рассказал RRJ Леонид Бурлаков. —  Когда я 22 апреля впервые рассказывал об этом проекте в эфире радио “Комсомольская Правда”, и были воспроизведены части на английском и белорусском языках, Ольга Владимировна сказала: “Конечно, задним числом получите разрешение”. 12 мая я отправил ей договор, и 19 июня получил письмо с извинениями за задержку и предложением подписать договор. Я начал читать договор в приподнятом настроении. И вдруг вижу, что срок его действия — до 1 июля, и 1 июля все ролики должны быть удалены артистами. Я подумал, что это ошибка. Когда я снова попробовал выйти на связь с Ольгой Владимировной, ответа уже не было. Позднее мне позвонил человек, представившийся адвокатом, и сообщил, что все переговоры теперь должны вестись через него. Это было очень неожиданно». 

Бурлаков вспоминает, что пытался переубедить адвоката: «Вы понимаете, что ролик, на который уже обратило внимание свыше 3 миллионов человек, который принес большое число подписчиков и музею, вы хотите удалить? Люди поверили, была реализована мысль, которую заложил в текст песни Булат Окуджава — разве можно все это перечеркнуть?” Позиция правообладателя, однако, осталась неизменной.  

Источник: Facebook

«Мы, конечно, все удалили, — говорит Леонид Бурлаков. — Разумеется, все были очень расстроены. Все артисты удалили соответствующие публикации. Кроме девушки из Киргизии, которая заболела вирусом Covid и физически не имеет такой возможности. Девушка, певшая на украинском языке также перестала выходить на связь. Я пока не могу добиться того, чтобы полностью выполнить требования правообладателя. В социальной сети Фейсбук остались копии видео, которые продолжают собирать миллионные просмотры. При этом адвокаты угрожают подать в суд. На данный момент настрой у них боевой».

«После всего этого я понял только одно: кроме звания “народный артист” надо еще давать звание “народная песня”, — подводит итоги Бурлаков. — Пусть наследники получают деньги за использование текстов. Но в какой-то момент песни становятся народным достоянием. Пусть наследники получают деньги, но не распоряжаются, как вахтеры: “пущать/не пущать”. Такие особые песни нам вообще посылают сверху. Я соглашусь в определенном смысле с авторским правом, существовавшем в Советском Союзе, что такие вещи должны принадлежать народу». 

К моменту сдачи публикации представители мемориального музея Булата Окуджавы не ответили на просьбу корреспондента RRJ о комментарии. 

Вам также может понравиться